Страницы

среда, 24 августа 2011 г.

Фразы, которые опасно говорить детям. Опасные фразы

Фразы, которые опасно говорить детям. Что мы говорим? Что слышит ребёнок? Возможные последствия сказанного.

Ты плохой мальчик/ девочка.
Я плохой/плохая, я никому не нужен/ не нужна.
Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же.

Ты вредный. 
Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая...), я никому не нужен такой. Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп, и станет таким.

Вот придёт милиционер, он тебя...
...собачка укусит.

Что придёт на самом деле и такое (!)
Запугивание, которое формирует фобию.

Ну и оставайся один, я пошла...
Мне всё равно, что с тобой дальше будет.
Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность.

Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь...).
Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха... я плохой. Меня не любят.
Программирование на неудачу.

Ты бестолковый, как твой отец.
Мы оба плохие, но я хуже.
Ребёнок переживает за себя и за родителя.

Воспитательница эта просто... (далее следует негативный комментарий).
Её можно не слушаться. Она делает неправильно.
У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми.

Что ты пристал со своими играми.
Мне с тобой неинтересно.
Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать.

Ваня щёлкает задачки как орешки, а ты...
Он умный, я дурак.
Нездоровое соперничество, зависть.

Как тебе не стыдно...
Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду.
Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого.

И это что, твои друзья?! Как можно с ними...
Я не уважаю твой выбор.
Со временем отчуждается и заводит свои секреты.

Разве можно любить такую музыку, группу?
У тебя дурной вкус.
Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие.

Дай, я сама, у тебя не так получится.
Я ничего не умею делать хорошо.
Возникает неверие в свои силы.

Как ты мог опять так поступить?!
Тебя не за что любить.
Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви.

Кстати, неплохо бы помнить и о том, что популярные в семье поговорки и «одомашненные» крылатые выражения врезаются в детскую память на подсознательном уровне и часто «помогают» вырабатывать... жизненную позицию.
Попробуйте оценить с этой точки зрения фразы, которые часто повторяете при своём ребёнке, и избавиться от тех, которые несут в себе отрицательные установки.
Например, популярная у старшего поколения фраза «жизнь бьёт ключом» часто имеет продолжение: «Жизнь бьёт ключом, и всё по голове». Правда же, есть разница между первым и вторым вариантом? Первый вариант – жизнеутверждающий, особенно если пояснить ребёнку, что ключ, то есть родник, - это чистая бурная вода. Во втором есть что-то тяжелое, что долбит и долбит тебя по голове.
«Работа не волк, в лес не убежит», «с волками жить - по волчьи выть», «девушка должна быть скромной», «с лица воду не пить», «и в кого ты такой хилый», «у него гены отца-алкоголика» и т. п., повторенное сотни, а то и тысячи раз, в конце концов собьёт ребёнка с толку, запрограммирует его на определённую жизнь, помешает раскрыться тому лучшему, что в нём заложено.
И может быть, в присказке про мудрого графа, которого каждое утро будили словами:
«Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» - на самом деле гораздо больше смысла, чем мы думаем?

На многие наши слова (сказанные в сердцах) дети реагируют острее, чем мы, а всё потому, что понимают их буквально. Иные слова вызывают у ребёнка вовсе не те чувства, каких хотели добиться мы. Иногда родители говорят что-то в шутку, и незаметно «куют» малышу серьёзные проблемы...

Из книги "Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти" Заряна и Нина Некрасовы

Комментариев нет:

Отправить комментарий